В России увеличиваются продажи экзотических дорогих продуктов

Татьяна КарабутНесмотря на охлаждение спроса на продукты повседневного спроса, в России фиксируется стремительный рост продаж экзотических (и дорогих) продуктов. Например, растут продажи булгура и киноа, грибов шиитаке. Россияне, может, и стараются тратить меньше, но не готовы экономить на качестве питания, говорят эксперты.

В России увеличиваются продажи экзотических дорогих продуктов

Так, по данным исследовательской компании NTech, в крупах продажи традиционных риса и гречки практически стагнируют, но стремительно растут продажи булгура (+25%) и киноа (+15%). При этом гречка стоит 75 руб./кг, рис — 144 руб./кг, а булгур — 214 руб./кг и киноа — 456 руб./кг. А, например, в грибных консервах растут продажи опят (+28%) и шиитаке (+386%).

При этом, по данным Росстата, в целом оборот розничной торговли пищевыми продуктами с начала года замедляется: в сентябре 2025 года он вырос всего на 1,2% в годовом выражении, тогда как в августе рост составлял 1,5%.

В периоды нестабильности потребители сокращают крупные покупки, но увеличивают расходы на мелкие товары, которые приносят радость

«В новой экономической реальности потребители поляризировались. Наравне с отказом от разнообразия в пользу более простой и дешевой еды сохранился тренд и на разнообразную вкусную еду. И даже те покупатели, которые вынуждены экономить, не хотят возвращаться полностью к дешевым простым невкусным продуктам, поэтому ищут альтернативу. Например, покупают консервы не из белых грибов и не из шампиньонов, а из шиитаке», — говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов.

Парадокс объясняется сдвигом потребительских предпочтений в сторону здорового питания, считает заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Так, булгур и киноа воспринимаются не просто как продукты, а как суперфуды или более питательная альтернатива традиционным крупам. Шиитаке известен иммуно-модулирующими свойствами и считается ценным источником витаминов. «Повышенный интерес к ЗОЖ после глобальных кризисов стимулирует спрос на такие функциональные продукты», — поясняет Леонов.

Источник: rg.ru